Главная
 
МЕХАНИКСреда, 20.06.2018, 19:52



Приветствую Вас Гость | RSS
Главная
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [15]
Тест драйв [4]
Ремонт [2]
Тюнинг [1]

Поиск

WMlink.ru

links-wm.ru

TAK.RU

Block title

Главная » Статьи » Мои статьи

Мифы и «невидимки»

Разработчики российского истребителя пятого поколения так и не смогли догнать американцев — не сумев объединить «классическую» стелс-компоновку с приличными лётными характеристиками, они выбрали последние. Между тем, при столкновении с современной ПВО нестелсизированные летательные аппараты попросту обречены.

Недавно в индийской прессе появились первые данные об ЭПР российского истребителя пятого поколения (напомним, Индия является партнёром России по программе ПАК ФА). Согласно официальному заявлению министерства обороны Индии, это «удивительный самолет".

Его ЭПР — всего 0,5 кв. м по сравнению с 20 кв. м у Су-30МКИ (вероятно, здесь имеются в виду максимальные значения ЭПР – для Су-30 указан верхний предел с полным комплектом вооружения и подвесными топливными баками). Если цифры достоверны, достижение нельзя назвать блестящим: вероятно, минимальная ЭПР нового истребителя составляет 0,1 м — это уровень «Рафаль» и «Еврофайтера». По пентагоновским меркам 0,1 м — не показатель. Остаётся заключить, что в отличие от американцев наши разработчики так и не сумели объединить «классическую» стелс-компоновку с приличными лётными характеристиками – и выбрали последние. Впрочем, ответ на этот вопрос мы узнаем уже скоро. Тем не менее, по сравнению с самолётами семейства Су-27/30 это внушительный прогресс.


«Стелсизации» подвергнется и перспективный дальний бомбардировщик (ПАК ДА). По cловам командующего стратегической авиацией Анатолия Жихарева, «новый самолет будет малозаметен, но полностью исключить его видимость для самолета такого класса невозможно. Уменьшить же его эффективную отражающую поверхность очень возможно с применением новых технологий и материалов».

Итак, возник странный диссонанс. Требование малозаметности обосновалось в ТТЗ практически всех перспективных боевых платформ. Работа идёт – и даже с некоторыми успехами. Между тем, «общественность» прочно застряла на уровне незабвенного министра Грачева, объявившего малозаметность мифом а ля СОИ.

К чему сводится распространённое представление о «стелсах»? Их сбивают едва ли не из рогаток – или, что практически то же самое, с помощью старинных советских комплексов С-125. Их видят древние длинноволновые радары. Их использование возможно только против «папуасов», почти безоружных и не способных эффективно обращаться даже с тем, что есть в наличии. Всё в целом — дорогостоящий мыльный пузырь, уже не нужный самим американцам (отсюда — снятие с вооружения F-117 и ограниченный «тираж» «Раптора»). В более продвинутой форме та же риторика выглядит чуть иначе: стелс – небесполезная технология, но это направление – далеко не главное, для боевого самолёта малозаметность — второстепенное свойство.

Истоки этих штампов восходят к той далёкой эпохе, когда заказчики в погонах обнаружили, что щедро финансируемые обитатели совсекретных НИИ упустили весьма перспективное направление – и это при монументальном теоретическом заделе в области малозаметности. Как следствие, «научная сила» принялась многообразно оправдываться – и преуспела. Так, в середине 90-х Павел Грачёв (очевидно, с чужих авторитетных слов) заявлял, что американцы уже разочаровались в стелс-технологии и вот-вот от неё откажутся. С тех пор многое изменилось – но байки пятнадцатилетней давности воспроизводятся с точностью до запятой. Между тем, штампы и истина друг с другом контактируют очень мало.

Посмотрим чуть внимательнее на снятый с вооружения F-117. Очевидно, что известный принцип «о мёртвых или хорошо, или ничего» в его случае соблюсти трудно — самолёт был откровенно плох. По вполне официальной версии, ведущего аэродинамика «Сканк Уоркс» (секретное отделение «Локхида», занимавшееся разработкой «Ночного ястреба») Дика Кэнтрела при виде желаемой конфигурации будущего F-117A хватил удар. Как оказалось потом – не зря.

Первая машина разбилась 20 апреля 1982 г. 11 июня 1986 г. врезался в вершину ещё один F-117A, пилот погиб. Третий «стелс» был потерян в результате столкновения с землей 14 октября 1987 г. 14 сентября 1997 г. в ходе авиашоу неподалеку от Балтимора у одного из F-117A в полете разрушилось крыло. Самолет рухнул на землю, ранив 6 человек. Имеются данные, что всего до середины 1999 г. с летной эксплуатации сняли девять F-117A, включая несколько по выработке ресурса.

Впрочем, даже держась в воздухе, «Найтхок» медленно летал, безобразно маневрировал, имел ограниченную дальность при весьма умеренной полезной нагрузке и чудовищных взлетно-посадочных характеристиках – при заходе на посадку аэродинамическое качество аппарата соответствовало уровню самолета Можайского. В итоге штуковина получила прозвище «хромой гоблин» от своих же пилотов. В качестве дополнительной «опции» присутствовала крайняя чувствительность радиопоглощающего покрытия к внешним воздействиям.

Тем не менее, эта куча хлама находилась в эксплуатации 27 лет, прошла три войны, поражая до 40% приоритетных наземных целей — и на более чем две тысячи вылетов имела одну достоверную потерю. По сути, единственным козырем машины была малозаметность в чистом виде – но этот козырь оказался убойным.
Впрочем, согласно штампам, то были войны с «папуасами». Посмотрим на «папуасов» повнимательнее. Итак, что представляла собой ПВО Ирака по состоянию на 1991 год?

Это была вполне современная по тому времени система. Вся страна (плюс оккупированный Кувейт) была разделена на 5 районов, каждый из которых имел собственный центр управления, связанный подземными линиями связи с РЛС раннего предупреждения (кстати, длинноволновыми). Последние позволяли обнаружить цели на высоте 150 метров за пределами воздушного пространства Ирака, а цели на высотах более 6 км — далеко в глубине территории Саудовской Аравии (150-300 км)

Иракская ПВО насчитывала 300 ЗРК С-75 и С-125 (примерно поровну тех и других), 114 «Куб», 80 «Оса», 60 «Стрела-10», 100 «Роланд». Кроме того, на вооружении Ирака стояли ПЗРК «Стрела-2», «Стрела-3» и «Игла-1» и несколько тысяч зенитных орудий (в подавляющем большинстве – вполне современные автоматические пушки). Напомню, что те же «Кубы» и С-125 составляли основу тогдашней ПВО стран Варшавского договора. Сами американцы относились к иракской ПВО с известным уважением – изначально предполагалось, что потери при выполнении заданий будут составлять в среднем 3% от общего количества задействованных самолётов.

Таким образом, в 1991 году количество «рогаток» на вооружении Ирака составляло около полутысячи – и ни одна не сработала. Возможно, дело в абсолютном неумении их применять? Определённо нет. Вопреки распространённому мифу, официально признанные боевые потери ВВС коалиции во время «Бури в пустыне» отнюдь не были штучными – они составили четыре десятка сбитых самолётов и почти полсотни повреждённых.

Один из самых известных примеров успешных действий иракской ПВО против «классической» авиации — оборона ядерного исследовательского комплекса в Аль-Тувайте к югу от Багдада («Проект 777»). Разумеется, описания хода атак на комплекс в западных и иракских источниках различаются – однако общий «сюжет» однотипен, и, что самое странное, иракские данные о потерях атакующей авиации вполне согласуются с американскими.

Сначала «три семёрки» пытались уничтожить «Томагавками» — однако, иракцы более чем успешно пресекли эти попытки, банально расстреливая низколетящие ракеты из многочисленных автоматических зенитных пушек. Затем американцы попробовали раздавить ПВО объекта массированными налётами с применением противорадиолокационных ракет. По словам командующего ВВС коалиции генерал-лейтенанта Горнера в налёте 18 января участвовали 32 самолета F-16C, вооруженных обычными неуправляемыми бомбами, в сопровождении 16 истребителей F-15C, четырех постановщиков помех EF-111, восьми противорадиолокационных F-4G и 15 топливозаправщиков КС-135.
Тем не менее, этой немаленькой группе не удалось выполнить поставленную задачу. Задолго до сербов иракцы применили комбинацию коротких включений радаров (около 10 секунд) с широким использованием ловушек-имитаторов РЛС («Сараб»). 19 января 1991 года американцы предприняли решающий массированный налёт на систему ПВО Тувайты – и пару часов пребывали в полной уверенности, что полностью её подавили. Однако группа F-16C из 401-го авиакрыла (401st TFW), попытавшаяся бомбить сам центр, к своему немыслимому удивлению наткнулась на… ничуть не пострадавшую ПВО. В итоге один самолёт (борт № 87-0228) был сбит (потеря признана американцами). Остальные F-16C не смогли прорваться к своей цели.

Через два дня еще одна группа F-16C пыталась атаковать «Проект 777» — по тому же сценарию. Один самолет был поврежден и, по американским данным, списан после посадки на аэродроме, остальные ретировались. В итоге 22 января американцы применили по Тувайте F-117 — с радикально другим результатом. Вполне доказавшие свою компетентность зенитчики оказались беспомощны, а центр был серьёзно разрушен.

При этом история с ядерным центром – яркий, но частный случай. Столь же безуспешными были действия «не-стелс» авиации и против других хорошо защищённых объектов. Например, при атаках на стратегические мосты более сотни вылетов классических самолётов закончились ничем – пока не были задействованы «невидимки». Иными словами, иракские зенитчики продемонстрировали неплохую выучку – однако против F-117 они оказались бессильны. При этом, как правило, «Найтхоки» работали без привлечения самолетов РЭБ, так как постановка помех могла привлечь внимание противника.
А как же длинноволновые радары? А никак. Проблема в том, что «Стосемнадцатые» действительно были более заметны для длинноволновых РЛС по сравнению с коротковолновыми – однако «более заметны» не значит «хорошо видимы». Практически, радиус действия метровых радаров всё равно сжимался почти на порядок.
А как же «рогатки»? Да, за долгую карьеру первого «стелса» был один случай, когда его сбили с помощью архаического С-125. Однако давайте — ради разнообразия — заслушаем самих сербов. Интервью полковника Дани Золтана, сбившего F-117, не оставляет места для демагогии – хотя последняя всё равно процветает. Итак, как выглядели обстоятельства «охоты»?

Возле авиабазы в Италии работали сербские шпионы, отслеживавшие взлёты бомбардировщиков. При этом уверенные в своей безнаказанности американцы не меняли маршруты полета — сбитый самолет летел по одному и тому же маршруту четвертый раз подряд. В итоге полковник Золтан смог устроить засаду прямо на пути «Ночного ястреба», при этом точно зная время пролёта. Результат известен: ракету влепили буквально в упор – в момент её попадания F-117 находился всего в 13 километрах от пусковой установки. Однако даже на таком расстоянии «невидимку» обнаружили не старым советским радаром, а вполне новым тепловизором производства Phillips, которым был дооборудован зенитный комплекс («апгрейд», упоминаемый в интервью).

Блестящая операция — но «штучная». Потеряв одну машину, американцы, как и положено, начали менять маршруты полётов – и успехи сербских зенитчиков на этом закончились. «Ночной ястреб» был снят с вооружения спустя девять лет после бомбардировок Югославии, и усмотреть связь между двумя событиями можно только при очень развитом воображении.

Столь же вольная хронология необходима и для аргумента «ограниченный выпуск «Раптора» как признак разочарования в малозаметности» — этот самолёт был доведён до серии уже после 1999 года. Вряд ли стоит напоминать и о том, что F-22 был «побеждён» другим «стелсом», который намечено производить тысячными тиражами.

Иными словами, в действительности проблема «рогаток» стоит как раз перед «нормальными» самолётами – увы, но вполне современная «классика» весьма успешно сбивается с помощью древних зенитных комплексов. При столкновении с действительно современной ПВО нестелсизированные летательные аппараты попросту обречены. Малозаметность – это не блажь Пентагона, а ключевое требование к современному самолёту. При этом длинноволновые радары нового поколения, тепловизоры (так, им оснащён новый шведский истребитель Grippen) и т.п. несколько снижают эффективность стелс-технологий – но отнюдь не делают их бесполезными.

Автор Евгений Пожидаев
ПОБЕДА ПРОПАГАНДЫ

В газете "Секретные материалы" (N1(20), январь 2000) К. Тихорский отлично показал разницу между реальной войной и войной пропагандистской. В плане психологической войны, которую ведет "Дуэль", позволю себе дать длинную цитату этой его статьи "Пролетая над гнездом Хусейна":

Ровно девять лет назад, в ночь с 16 на 17 января, началась операция "Буря в пустыне". Говорят, что эта война стала триумфом военной доктрины Запада и наглядно продемонстрировала всю отсталость советской боевой техники, и что мы в очередной раз убедились, как далеко нам до Америки. Наши самолеты якобы поражались в воздухе как мишени на тренировках, средства ПВО не попадали в цель, ракеты попадали, но не взрывались. Запад вроде как выиграл эту войну почти без потерь. Ирак понес неисчислимые жертвы.

Об этом тогда твердили пресса и телевидение всего мира, включая и СССР; об этом они не перестают повторять и теперь. Им есть чем восхищаться. Американцы и их союзники одержали величайшую победу в истории человечества.

Это факт. Спорить со средствами массовой информации всего прогрессивного человечества бессмысленно.

Но мы все же попробуем.

Самолеты в безоблачном небе статистики. Авиация - главная ударная сила союзников. Не выиграй Запад войну в воздухе, не видать бы ему победы и на земле. Это - еще один непреложный факт.

Вот о нем сейчас и пойдет речь.

По утверждению победителей, Ирак обладал невероятной боевой мощью. ВВС этой страны располагали 500-600 боевыми самолетами различных типов и назначений.

Попробуем разобраться с данным заявлением.

Подвергнуть инспекции цифру 500 самолетов нет никакой возможности. Но допустим, что это правда. Допустим. И начнем считать.

Своей авиационной промышленности Ирак не имеет. ВВС этой страны укомплектованы исключительно самолетами советского и французского производства. Наиболее массовая боевая машина - истребитель "Мираж" F-1. Прекрасный справочник "Истребители" Владимира Ильина и Михаила Левина характеризует этот самолет так: "Основной истребитель ПВО французских ВВС конца 1970-х - первой половины 1980-х годов".

Ирак заказал около 130 этих машин, но использовал их в жестокой войне против Ирана на протяжении восьми лет. Были потери. Часть самолетов просто не дошла до адресата. Поставки были прекращены после оккупации Ираком Кувейта.

В актив Хусейну можно занести и 41 самолет МиГ-29, самое грозное оружие иракских ВВС.

Кроме этого имелось несколько десятков перехватчиков МиГ-25 и истребителей МиГ-23МС и МФ (образца 1973 и 1977 годов), штурмовики Су-22 и Су-25 (1975 и 1979 годов) и... И все.

Остальное - Су-7БКЛ, МиГ-21Ф13, Ил-28, бомбардировщики Ту-16 и даже шедевр британской авиационной мысли 50-х годов - несколько истребителей "Хантер". Все эти некогда весьма грозные машины давно выработали свой ресурс и не то, что вести бой - зачастую и подняться в воздух не могли.

Этой военной махине США противопоставили:

68 истребителей F-14,

249 истребителей завоевания господства в воздухе F-16,

120 истребителей F-15C,

146 истребителей F/A-18C ВМС (еще 72 подкинула морская пехота),

90 штурмовиков "Харриер"

плюс такие достойные машины, как А-10А, F-111F, F-15E и т.д., перечислять можно очень долго.

ВВС Франции добавили, помимо истребителей, 14 разведчиков F-1 (еще 13 предоставил Катар), 28 штурмовиков "Ягуар", 10 разведчиков "Мираж"2000.

Великобритания не поскупилась на 42 истребителя-бомбардировщика "Торнадо" (восемь подбросила Италия), а также 12 "Ягуаров".

Не остались в стороне Германия, Саудовская Аравия и некоторые другие страны.

Вся эта армада была готова к активному противодействию со стороны Ирака.

Что упало - то пропало. Уже девять лет статистика военных потерь продолжает утверждать: Ирак потерял 51 ЛА, из них 39 в воздушных боях.

Военно-воздушные силы США потеряли в боевых действиях 32 ЛА. Еще 4 ЛА потеряли ВМС.

Эти цифры вызывают серьезные вопросы. И, прежде всего: что такое "ЛА"?

ЛА - сокращение от словосочетания "летательный аппарат". Под летательным аппаратом может подразумеваться все, что душе угодно, лишь бы это могло подниматься в воздух. К примеру, известно, что Ирак потерял несколько вертолетов МИ-8. Для людей несведущих поясним: МИ-8 - чрезвычайно живучая машина, идеально соответствующая условиям боевых действий 60-х годов.

Записывать эти вертолеты в список боевых потерь Ирака довольно стыдно, поэтому им присвоено нейтральное наименование ЛА. Что под этим скрывается, каждый решает для себя.

Вообще при желании в ЛА можно записать и дирижабль.

Насколько нам известно, американские ВВС вертолетов не теряли, поэтому все их потери составляют боевые самолеты. Согласитесь, между "ЛА" и боевым самолетом есть принципиальная разница.

Теперь второй вопрос. Намного интереснее первого. Почему в официальной статистике указаны только потери США?

А другие что же? Может, у англичан или французов самолеты лучше, чем у их союзников американцев? Верится с трудом. Просто, если суммировать все потери, статистика окажется уж совсем удручающей.

Буря мглою небо кроет. Никто не спорит, авиация союзников с самого начала захватила господство в воздухе. В небе постоянно дежурили несколько десятков лучших американских истребителей F-15C, сбивая каждый появившийся вражеский самолет.

В таких условиях принимать бой было глупо. И Ирак его не принял. Вместо активных действий по всей территории страны ВВС Хусейна ограничились постановкой воздушных заслонов над рядом важнейших объектов, в том числе над Багдадом, и эвакуацией почти всех своих самолетов в соседний Иран.

Случалось, что в момент эвакуации в небе появлялись F-15, и приходилось вступать в бой. Такие бои заканчивались победой американцев. Так были сбиты два Су-25 и два Су-22 - штурмовики, абсолютно не приспособленные для ведения воздушных схваток. Кроме них, F-15С "Орел" сбили семь "Миражей", шесть МиГ-23, два МиГ-25, два Миг-21Ф13 (об этой машине мы говорили чуть раньше) и четыре МиГ-29. Еще один "двадцать девятый" погиб в результате аварии. Американцы торжествовали. Единственным на тот момент самолетом, способным на равных биться с "Орлами", был Су-27. О таком оружии Ирак мог только мечтать. Победа в воздухе, казалась, обеспечена. НО...

В Багдаде все спокойно. "Орлы" не сделали главного. Они НЕ закрыли небо для истребителей противника. В условиях, когда остальные самолеты союзников просто НЕ МОГЛИ (ДА И НЕ УМЕЛИ) ВЕСТИ ВОЗДУШНЫЕ БОИ, этот факт имел для них самые тяжелые последствия.

На второй день войны шальной перехватчик МиГ-25 над морем столкнулся с палубным истребителем ВМС США F/A-18C "Шершень". "Орлов" по близости не оказалось, а "Шершень" с МиГом, даже "двадцать пятым", сделанным под стандарты семидесятых годов, тягаться не может. "Восемнадцатый" был сбит, а МиГ благополучно вернулся к себе на базу. Вскоре F-14B, еще один палубный истребитель США, погиб в бою против МиГа-29. И опять рядом не было "Орлов", а с "двадцать девятым" никакой другой самолет конкурировать не в состоянии.

Однако куда больший удар ждал американцев впереди. F-16C "Сражающийся сокол", истребитель завоевания господства в воздухе, был сбит с допотопного МиГа-23 ракетой ближнего боя на встречном курсе.

С F-16 вообще получилась история, достойная отдельного упоминания. Этот самолет создавался, как полноценный истребитель, но в ходе "Бури в пустыне" не смог сбить НИ ОДНОГО летательного аппарата иракцев. Перепрофилированный на решение ударных задач, "Сокол" вновь показал крайне низкую результативность. Всего за войну ВВС США потеряли пять этих машин, если верить официальным данным. По неофициальным их число в несколько раз выше. Арабские источники называли цифру в 15 и даже 20 самолетов.

В отсутствии "Орлов" остальным самолетам американцев, в том числе и истребителям, с авиацией проклятого и на редкость живучего Хусейна справиться не удалось.

F-14 сбили лишь один вертолет. А-10 - так же один вертолет. F-18 и "Харриеры" вообще никого не сбили, и все до единой боевые машины союзников не поднимались в воздух, пока не получили твердой гарантии безопасности в виде эскорта из нескольких "Орлов". На долю последних приходится 37 из 39 ЛА, потерянных Ираком в воздушных боях.

Самым результативным самолетом Ирака стал МиГ-29. Эти машины уничтожили восемь самолетов союзников. Два самолета (F-16 и "Торнадо") на счету МиГ-23.

"Все объекты разбомбили мы дотла". Но и при чистом небе у союзников хватало проблем.

Мобильные пусковые установки ракет "СКАД" щедро сыпали смерть на казармы армии США в Саудовской Аравии и в Израиле. За этими целями американцы гонялись с начала войны, а уничтожили лишь одну установку (с помощью штурмовика А-10А). Ракеты продолжали падать на головы союзников даже тогда, когда Ирак был готов капитулировать, и от них не спасали хваленые комплексы "Пэтриот", сбивавшие в лучшем случае каждую вторую ракету.

Штурмовики А-10, машины довольно архаичные, к тому же предназначенные для борьбы исключительно с бронетехникой, грешили откровенной неточностью и стрельбой по своим войскам (так был уничтожен бронетранспортер морской пехоты США, танк "Абрамс" и опорный пункт английских войск).

Самолетам не удавалось добиться пятнадцатиминутной готовности на вызовы с земли и зачастую, прибыв по требованию пехоты на место боевых действий, авиация бомбила лишь пустыню, а то и сбрасывала бомбы на своих. Для улучшения существующего положения были вызваны штурмовики-ветераны с "Бронко", принимавшие участие еще во вьетнамской войне, но иракцы не посмотрели на возраст старичков и в первый же день сбили две машины, заставив другие отказаться от активного участия в боевых действиях.

Для прохождения испытаний в боевых условиях из США были присланы новейшие истребители-бомбардировщики F-117А "Черный коршун", сделанные по технологии "Стелс". (Ныне все видели этот самолет, он очень красиво горел в 40 км от Белграда.)

Война в заливе была для него первой. Основной расчет делался на неуязвимость "Коршуна" для устаревших радаров противника, но вот незадача: каждый первогодок, служащий в войсках ПВО, знает, что старые советские радары работают не в дециметровом диапазоне, а в метровом, и на них "Стелс" заметен лучше, чем любой другой самолет. Один F-117 был сбит огнем с земли, еще один, по неофициальным данным, погиб в бою с МиГом-25.

Главное же, это потери союзников от зенитной артиллерии Ирака.

Огнем зенитно-ракетных комплексов и 23-миллиметровых самоходных установок было сбито пять штурмовиков А-10.

В результате применения иракцами ПЗРК "Стрела-2", а так же от действий ЗРК "Оса" и "Куб" было потеряно пять самолетов "Харриер". Шестой попал в аварию и разбился без посторонней помощи.

"Сражающиеся соколы" вообще несли катастрофические потери.

Однако совершенно отдельной страницей нашего повествования заслуживает образец западноевропейской боевой мощи - истребитель-бомбардировщик "Торнадо".

"На честном слове и на одном крыле". Первый "Торнадо" был сбит утром 17 января, как пишет В. Ильин в своей книге "Штурмовики и истребители-бомбардировщики", огнем ЗСУ "57-2".

Экипаж катапультировался. Вечером в том же районе был сбит еще один самолет. На сей раз экипаж погиб. Три машины в результате обстрелов с земли получили серьезные повреждения, но остались в строю. Следующие несколько дней англичане убивали время, начав охоту за старьем, переполнявшим обочины иракских аэродромов. Лихо разделавшись с "Хантерами" и Ту-16, они, наконец, успокоились и переключились на более достойные цели, а 20 января получили тяжелейший удар. Восемь "Торнадо" поднялись в воздух, чтобы атаковать авиабазу Мухаррак. До цели долетели семь. Восьмой разбился по дороге. Сброшенные на авиабазу бомбы в цель не попали. При уходе на свой аэродром англичане подверглись нападению МиГов-29, которые сбили еще один истребитель-бомбардировщик. Третий самолет был настигнут ракетой, выпущенной ЗРК "С-20". Домой вернулись лишь пять самолетов.

22 января огнем тяжелых зенитных орудий был сбит очередной "Торнадо", 23 января - еще один. Всего англичане потеряли десять истребителей-бомбардировщиков, подтвердив тем самым, что не только американские ВВС несли потери пресловутых ЛА.

Итальянцы имели в Ираке лишь восемь "Торнадо". В первом боевом вылете были задействованы все восемь. У одного из самолетов возникли технические проблемы, и он вынужден был вернуться на аэродром, где, не сумев выпустить шасси, пропахал брюхом на взлетно-посадочной полосе дорожку длиной несколько десятков метров (летчик при этом не пострадал). Еще шесть самолетов не смогли дозаправиться в воздухе и вернулись обратно, а последний упорно летел на Багдад, над которым, наконец, и был сбит истребителем МиГ-23.

Такие приключения разубедили итальянцев в собственных силах, и больше активного участия "В буре в пустыне" они не принимали. Учитывая злоключения союзников, это было мудрым решением.

Двадцать седьмого февраля 1991 года операция "Буря в пустыне" завершилась. Началась информационная война. Именно ее, в отличие от реальных боевых действий, союзники выиграли с блеском. То была великая победа западной военной мысли и западных технологий. Это факт. И с этим нельзя поспорить.

Не помню уже откуда, но сохранилась у меня выписка: за время войны Ирак смог успешно перегнать в соседние страны - Иран и Иорданию, выведя таким образом из-под удара и сохранив на будущее 1 МиГ-23УБ, 4 МиГ-23БН, 7 МиГ-23МЛ, 4 МиГ-29 (!), 7 Су-25, 4 Су-20, 40 Су-22, 24 "Мираж" F-1, 24 Су-24МК, 33 пассажирских самолета разных типов. Потеряно было при этом всего два МиГ-21, два Су-25, шесть Су-20 и Су-22. Вот такая арифметика.

Константин Тихорский рассказывает, что было с той техникой, которую иракцы не перегоняли, равно как и с воздушной техникой западных союзников, противостоящей им.

Мне же вспоминаются репортажи самых первых дней, когда америкосы еще не обнаружили, что их превосходство отнюдь не тотально, а о качественном превосходстве вообще речи нет, и фильтровали и фальсифицировали сообщения еще не так интенсивно, как в дальнейшем.

17.01.91 г. в первый день по итоговым сообщениям западные союзники потеряли семь самолетов, сбитых над Ираком: четыре американских (F-15 и, может быть, F-16), по одному - английскому, итальянскому ("Торнадо") и катарскому ("Мираж"). У французов, передавших это отдельным, своим сообщением, в нашей прессе вообще не упомянутом, при налете на весьма жидко прикрываемую авиабазу в Эль-Кувейте были поражены ЗУР три самолета "Ягуар" ЖР-3. Только относительная слабость боевых частей советских мобильных ЗУР и редкая живучесть этих устаревших французских истребителей-штурмовиков позволили им после этого благополучно совершить посадку.

Американцы в этот день, по их собственным утверждениям, в воздушных боях сбили 10 иракских самолетов, в том числе 1 МиГ-29, потеряв лишь один F-15. Что-то сомнительная арифметика, вот пример следующего дня:

18.01.91 г. истребители ПВО Саудовской Аравии американского производства F-15 перехватили над заливом два иракских истребителя-бомбардировщика "Мираж" F-1, несущих противокорабельные ракеты, прикрываемых одним МиГ-23. Самолетами F-15, могущими обстреливать одновременно несколько целей, "Миражи" были сразу сбиты, а МиГ-23 противоракетными маневрами уклонился от выпущенных по нему управляемых ракет и ушел от преследования.

Цифры и эпизоды следующих дней, в советской прессе полностью повторявшей утверждения своих империалистических (!) друзей, уже не идут ни в какие ворота и противоречат как итогам войны, так и появившимся после нее объективным оценкам. Совершенно справедливо, что западные союзники с блеском выиграли войну в прессе, войну информационную, что, впрочем, было им не так уж и сложно - до сих пор США еще ни разу за время ведения ими информационных войн не встретили адекватного противодействия.

Хочется еще раз обратить внимание на непревзойденные качества УСТАРЕВШЕГО оружия в умелых руках. Примерно то же самое было и во Вьетнаме. Мало кому известно, что из 4500 потерянных американцами самолетов, более всего - около 50%, пришлось на долю ствольной зенитной артиллерии, у вьетнамцев отнюдь не самой совершенной и многочисленной.

Р.Б. ЖДАНОВИЧ,

Источник- berloga.net

Категория: Мои статьи | Добавил: Admin (13.09.2010)
Просмотров: 586 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Время

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 11

Мини-чат


200

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Каталог для регистраций ссылок на сайты
  • Каталог сайтов

  • Статистика
    БАННЕРЫ
    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    За сегодня:


    Банеры


    mehanic.at.ua © 2018